Вильгельм Эмиль Мессершмитт (нем. Wilhelm Emil Messerschmitt; \26 июня 1898, Франкфурт-на-Майне — 15 сентября 1978, Мюнхен\) — немецкий авиаконструктор и производитель самолётов-истребителей.
Возможно, одной из наиболее значительных разработок конструктора стал самолёт Мессершмитт Bf.109, работа над которым была окончена в 1934 году при участии Вальтера Ретеля. Этот истребитель стал главным оплотом немецкой авиации во время Второй мировой войны.
Мессершмитт стоял у истоков реактивной авиации. Разработанный его фирмой турбореактивный истребитель и бомбардировщик Me.262 в 1944 году стал первым в мире серийным реактивным самолётом и первым в мире реактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях. Кроме того, истребитель-перехватчик с жидкостным ракетным двигателем Me.163 в 1941 году впервые в мире перешагнул рубеж 1000 км/ч.
Вильгельм Мессершмитт был сыном виноторговца.
Отец большой знаток и ценитель вин. Семья была достаточно процветающей, однако, через некоторое время его родители развелись и его мать вышла за американского художника, который преподавал в Германии. Это предопределило еще одну составляющую характера Мессершмитта.
Он не был чужд любви к прекрасному, он много чего узнал от приемного отца и получил хорошие графические навыки. Но, однако жизненная стезя ни родного отца, ни приемного, его особо не влекла. С самого детства он думал только об одном – о самолетах. И в 14 лет он впервые поднялся в воздух на планере. Незадолго до Первой мировой он познакомился с человеком, который стал его спутником по жизни на несколько лет. Фамилия этого человека была Харт и они вместе занимались конструированием планеров.
В детстве Мессершмитт строил не планеры, а самолёты с резиночкой, у которых резинка крутила пропеллер и за счёт этого они летели. Но в 17 лет он уже построил настоящий планер, на котором можно было летать. В дальнейшем и он, и его коллега были признаны на военную службу, попали в военно-воздушную военную часть, где Мессершмитта совершенно заворожил один тип истребителей Первой мировой. И некоторые отголоски этого самолёта можно увидеть в поздних модификациях Мессершмитта-109. Это были истребители «Альбатрос». Что привело Мессершмитта в облике «Альбатроса»? Это невероятная культура обработки поверхности, он был абсолютно гладкий, с коком, который плавно переходил в очертания фюзеляжа, и с очень тонким крылом.
Любовь к тонкому профилю крыла Мессершмитт пронес через всю жизнь, вплоть до 60-х годов, когда он сконструировал весьма перспективный самолёт, о котором мы расскажем, если успеем. Крохотная машинка с размахом 6 метров и длиной 12 метров, которая могла набрать 12 км за 2,5 минуты. Но об этом мы поговорим попозже. А сейчас вернемся к исходным позициям
После смерти отца его отчимом стал американский художник, профессор Мюнхенской академии Карл фон Марр. По окончании школы, в связи с началом Первой мировой войны он был призван на военную службу. После войны Мессершмитт до 1923 года изучал технические дисциплины. Ещё во время учёбы молодой Вильгельм зарегистрировал фирму Messerschmitt Flugzeugbau GmbH.
У Мессершмитта не очень складывались отношения с секретариатом по авиации уже после прихода Гитлера к власти. И Мессершмитт был всё время вне этих тендеров, конкурсов, которые организовывались и проводились среди немецких авиаконструкторов. Почему его нацистская верхушка не признавала?
Это личный момент был, когда недоверие, что-то он сказал, что-то ответил. И когда эти люди росли, имеется в виду по карьерной лестнице, то отношения только ухудшались. На заре туманной юности они не были такими враждебными. Когда был объявлен первый конкурс, а он был, фактически, сразу после прихода Гитлера к власти, стало ясно, что Германии нужны современные военно-воздушные силы. И эта первая программа, в которой оказался БФ-39, то одним из главных противников Мессершмитта был Хенкель. И Хенкеля поддерживал Мильх. Может быть, отсюда идёт вот эта недоброжелательность.
Мессершмитт Bf.109
Мессершмитт Bf.109 (нем. Messerschmitt Bf.109) — одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении люфтваффе перед и во время Второй мировой войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика.
Уилли Мессершмитт (на фото) в 1926 году познакомился с дочкой финансиста Лилли Стромеер. После Второй мировой войны они поженились. Лилли умерла в 1972-ом. Через 6 лет Месершмитта похоронили рядом с ней
Летчик-истребитель Дмитрий Панов в мемуарах вспоминал, как в апреле 1942 года впервые увидел вблизи грозный ” Мессершми тт-109”. В бою видел, и даже сбивал, а просто так — нет. Этот самолет заблудился и сел на чужом аэродроме, поэтому был цел.
Наши летчики хотели на нем полетать и представить, как чувствует себя в бою противник. Панов пишет: ”Нам пришлось подложить под крылья ”Мессера” бочки, накрытые подушками, чтобы убедиться, что шасси убираются, только когда мотор работает!”. Это было необычно, как и вообще хорошая техническая продуманность враждебного самолета. Тяжело представлялось, что он не нуждается в лишнем ручном вмешательстве и сам знает, что ему делать. Пока узнали об этом — что-то сломали, но так и не смогли полетать.
”Ме-109” считается лучшим истребителем Второй мировой войны. Создатель этого самолета Вильгельм Мессершмитт родился 26 июня 1898 года в немецком городе
Франкфурте-на-Майне. С детства интересовался самолетостроением. В 1917 году поступил в Мюнхенский технический университет. Там сконструировал свои первые планеры, а в 1920-х, будучи в ссоре с Хартом — главным дизайнером компании ”Байерише флюгцугверке”, учредил собственную компанию. Первые модели молодого конструктора почти сразу забраковали — ими было тяжело управлять.
В 1933 году фирму ”Мессершмитт Флюгцугбау” полностью реорганизовали на потребности Вермахта. Министерство обороны заказало Мессершмитту большую партию новых самолетов ” Бф-108 Тайфун”. Это был первый его истребитель. Последующая модификация — одноместный истребитель, специально на заказ Люфтваффе — называлась ” Бф-109”, потом ”Ме-109” — по фамилии конструктора. Этот самолет прославил Мессершмитта. В борьбе с конкурентами пришлось заручиться поддержкой влиятельных нацистов. Например, заместителя Гитлера по партии Рудольфа Гесса. Впоследствии именно на ” мессере” Гесс убежит от фюрера в Великобританию.
”Ме 109” — одномоторный истребитель, экипаж — один человек. В 1934 году первый ”Ме-109” обладал скоростью 467 км/час, вооружение — 4 пулемета калибра 7,9 мм, некоторые модификации имели автоматическую 20-миллиметровую пушку. Самая массовая модификация 1942 года Ме-109G: 574 км/час, 4 пулемета калибра 13 мм
Первое боевое крещение ”Ме-109” получил в 1930-х в небе Испании: гитлеровцы помогали испанским фашистам воевать с республиканцами. С тех пор Уилли Мессершмитт занял почетное место в самолетостроении. Он, как и его самолеты, был на вид грозным — суровый здоровяк двухметрового роста.
На ”Мессере” летали многие немецкие асы, среди них Эрих Хартманн. Всего во время войны выпустили 30 573 ”Ме-109”. Также был известен двухмоторный ”Ме-110”. Кроме того, конструктор спроектировал первый реактивный самолет — ”Ме-262”. Но в серию он не пошел: Гитлер думал, что выиграет войну и так.
Однако грозные ” мессеры” уже тогда морально устарели. Тот же Панов вспоминает историю с 1944 года. Румыния как раз перестала быть союзницей Германии и перешла на сторону СССР. Румынский король Михай, окончивший школу Люфтваффе, сам летал на ” мессере” и считал его лучшим в мире. Он хотел доказать это новым союзникам и предложил провести показательный бой своего летчика с советским. ”Ме-109-Ф” против ” Як-3”. Самолеты взлетели и через несколько минут стало очевидно: в настоящем бое за эти минуты ” мессер” был бы несколько раз сбит.
После капитуляции рейха Мессершмитт отсидел два года. Потом работал над чертежами для энергостанций, швейных машинок. Появился даже автомобиль ”Мессершмитт Кр-200 Машиненроллер”. Его кабина напоминала кабину истребителя.
С 1952 года конструктор вернулся к своему главному делу. Под личным присмотром Мессершмитта сконструировано и начато серийное производство ”V-101” — первого немецкого самолета с вертикальным всплеском.
В 1968 году самолетостроительная компания Мессершмитта объединилась с компанией ”Больковгруппе”. Через год к ним присоединился авиаконцерн ”Блом”. Под аббревиатурой МВВ — от первых букв фамилий соучредителей — эта корпорация доныне конкурирует с ведущими авиастроительными концернами мира. Мессершмитт был у корпорации почетным председателем вплоть до смерти 15 сентября 1978 года.
Источник Викепидия, Виктор ГРИНЕВИЧ