НЕИЗВЕСТНЫЕ "ГЕРОИ" ВТОРОЙ МИРОВОЙ.... - 22 Июня 2009 - Военная история
  • Поясной ремень.
  • Вербовочные Бесседы
  • Так выглядели похоронки
  • Бронетанковые войска СССР (вос...
  • Командир ЭМЧИ, продолжение
    Ребята, там такая каша была! Обстановка менялась не по дням, а по часам. Мы окружили Корсунь-Шевченковскую группировку немцев, они стали прорываться, с внешнего кольца немцы тоже по нам ударили, чтоб помочь вырваться из кольца своим. Бои были такие тяжелые, что за одни сутки Тыновка несколько раз переходила из рук в руки.
  • Бронетанковые войска СССР (вос...
  • ВВС СССР (воспоминания ветеран...
    В мае 1942 г. по окончании Харьковского военного авиационного училища связи, эвакуированного в Ташкент, а затем в Коканд, я в звании мл. лейтенанта был направлен на Карельский фронт в 17 ГШАП (командир полка Герой Советского Союза В.И. Белоусов). Меня назначили начальником связи эскадрильи, а позже адъютантом эскадрильи. Полк базировался на аэродромах Подужемье, Африканда, Лоухи. Личный состав начал переучиваться на самолёты Ил-2.
  • БАБИЙ ЯР.А было ли что?
  • МИФ О ХОЛОКОСТЕ
  • Пехота РККА (воспоминания вете...
    В квадратных касках, с засученными рукавами, с автоматами в руках немцы идут цепью от деревни, давая очереди, и то там, то там вылезают из своих схоронок наши солдаты. Лешка падает на меня:
    - Они совсем близко!
    Прячем винтовки под солому, и уже над нами звучит:
    - Русь! Лёс, лёс!
20:53
НЕИЗВЕСТНЫЕ "ГЕРОИ" ВТОРОЙ МИРОВОЙ....
НЕИЗВЕСТНЫЕ
Фото на память — еврейский полицейский, два еврея и немецкий охранник. Варшавское гетто, 1942 г.

Коллаборационисты из советских граждан в годы Великой Отечественной войны, в том числе полицейские подразделения, многими современными авторами рассматриваются как однозначные противники «треклятого сталинского режима» — все без исключения.

На самом деле, коллаборационисты делились на разные сорта по степени лояльности к немцам и к советскому правительству. Значительную часть составляли люди, просто желающие «остаться на плаву» при новых немецких хозяевах, выслужиться перед ними, заслужить сносные условия. Наконец, просто спасти себя и своих близких. Цель святая, но подчас приходилось жертвовать другими людьми, включая женщин и детей…
 
картинка

Глава «юденрата» Румковский выступает перед еврейской полицией. Лодзьское гетто

«Юденраты» и еврейские полицейские

По ходу оккупации немцы создавали на территориях Польши и СССР т.н. гетто — закрытые еврейские районы в больших городах. Для управления внутренней жизнью гетто было решено создать административный орган, состоящий из евреев. Такой орган назывался «юденрат» (нем. Judenrat — «еврейский совет»). Таким образом было создано 101 «юденрат». [2]

В полномочия «юденрата» входило регистрация евреев, обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств, распределение провизии, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти. [2]

Характерно, что члены «юденрата» несли личную ответственность перед немецкими гражданскими или военными властями. В СССР активное участие в создании «юденратов» приняли представители айнзатцгрупп, которые впоследствии и уничтожали евреев по спискам, поданным еврейской администрацией. В СССР глава «юденрата» назывался «старостой». [5]

В члены «юденрата» назначались авторитетные люди. Так, военные власти в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии привлекали для этого бывших руководителей еврейской общины, известных адвокатов, врачей, директоров и преподавателей школ. В «юденрат» Львова входили три адвоката, два торговца и по одному — врач, инженер и ремесленник. В Злочеве (Галиция) членами «юденрата» стали 12 человек со степенью доктора наук. [5] До 1942 года немцы ещё не принимали решения полного уничтожения евреев, поэтому у администрации теплились надежды выжить самим и спасти трудоспособную часть евреев. Немцы до войны хотели переселить евреев на окраины своей империи. В тоже время члены «юденрата» прекрасно осознавали, что придётся пожертвовать внушительной частью «неполезных» немцам евреев. Веря в спасение части своего народа и «порядочность» нацистов, они призывали подчиняться немцам, выявляли антинацистских подпольщиков. Впоследствии эти «авторитетные люди» стали презираемыми простыми евреями за активное пособничество нацистам.

Для поддержания порядка в помощь «юденратам» в гетто была создана еврейская полиция (нем. «Judischer Оrdnungsdienst» или «еврейская служба порядка»). Полицейские обеспечивали внутренний правопорядок в еврейских гетто, участвовали в облавах, осуществляли конвоирование при переселении и депортации евреев, обеспечивали выполнение приказов окупационных властей и т. д. [2]

В крупнейшем Варшавском гетто еврейская полиция насчитывала около 2500 (на примерно 0,5 млн. человек [1]); в Лодзь до 1200; во Львове — до 500 человек, [2] Вильнюсе 210, [5] Кракове 150, Ковно 200. Кроме территорий СССР и Польши еврейская полиция существовала лишь в Берлине, концлагере Дранси во Франции и концлагере Вестерброк в Голландии. В других концлагерях такой полиции не было. [4]

Как уже говорилось, коллаборационисты, служащие в «юденратах» и полиции, по идее, имели возможность устраивать саботаж, скрывать членов движения сопротивления, спасать своих единоверцев, осуществлять шпионаж и всячески бороться против немцев. Однако, как показали реалии жизни, лишь единицы людей, имеющих такую ограниченную власть, пытались облегчить судьбу обречённых...

Поэтому не удивительно, когда еврей Хайм А. Каплан так сказал в начале 1941 года о еврейском самоуправлении в Варшаве: «Общественный Совет – «Юденрат», на языке оккупационных властей – это мерзость в глазах Варшавского общества...». [2]

Самое известное гетто, испытавшее и восстание, и полную ликвидацию, было в Варшаве. В нём были все типы еврейских коллаборационистов – члены «юденрата», полицейские и даже агента гестапо.

картинка

Глава «юденрата» гетто г.Лодзя Румковский пробует местный суп

Варшавское гетто

Варшавское гетто было организовано в 1940 году, максимальная численность его достигла около 0,5 млн. человек. [1] Система внутренней жизни гетто делила людей на тех, которые должны были умереть быстро и тех, кто должен был пожить побольше. Побольше жили «полезные» евреи, которые работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его. Хорошо жила отдельная прослойка контрабандистов, жуликов, шпионов гестапо, членов «юденрата» и полицейские. [1]

Еврейская полиция в Варшавском гетто ходила в форменных фуражках, с желтыми повязками на рукавах, со специальными значками. Огнестрельного оружия немцы им не выдавали. Судя по фотографиям из других гетто, форма полицейского и регалии несколько различались. Своих единоверцев еврейские полицейские должны были лупить резиновыми дубинками. Полиция состояла из бывших офицеров и унтер-офицеров запаса, адвокатов, людей с высшим образованием, а также уголовников. [1]

Зачем еврей шёл в полицию?

Во-первых, их кормили и одевали, а в условиях гетто это было не маловажно. Во-вторых, форма полицейского во многих случаях спасала еврея-полицейского от случайной смерти. Бывало, немецкие часовые, охраняющие периметр гетто или немцы, прогуливающиеся по гетто, могли избить или даже пристрелить еврея. Просто так – рожа не понравилась. Статус же еврея-полицейского практически всегда избавлял его обладателя от такой глупой смерти. [1]

В-третьих, полицейскому выдавалась дубинка и почти неограниченная власть внутри гетто. Этим многие пользовались и по прошествии определённого времени многие полицейские, бывшие приличные люди, полностью развращались, превращались во взяточников, коррупционеров и садистов. Этому способствовали тяжелейшие условия жизни, голод, нищета и неопределённость собственной судьбы.

Вначале, кстати, евреи положительно восприняли создание еврейской полиции, т.к. надеялись на поблажки и сочувствие – всё же свои. Однако по мере быстрого ужесточения режима в гетто полицейские не знали пощады. Их аргументом было: «Что вы от нас хотите: не мы, так немцы сделают это». Полицейские во многих случаях были ещё жёстче, чем немцы. Пытаясь выслужиться, они на глазах у немцев ретиво исполняли свои обязанности, проявляя особую жестокость. [3]

Выживание человека в гетто напрямую зависело от количества припрятанных им ценностей (деньги, золото, брильянты), на которые можно было купить контрабандную провизию, полезные вещи и, главное, откупиться в случае опасности. Взятки брали все, включая некоторых немецких полицейских, возможно было на определённом этапе даже откупиться от «переселения» в лагерь уничтожения. [1]

Поэтому полицейские, члены «юденрата», жулики и аферисты всеми силами пытались накопить как можно больше ценностей и, тем самым, продлить себе жизнь. Полицейские, кстати, не получали жалования деньгами вообще, поэтому единственным способом обогатиться было вымогательство у своих единоверцев. [1]

Например, вечером, минут за 15–20 до девяти, когда пешеходное движение в варшавском гетто должно было прекратиться, полицейские часто переводили стрелку вперед и хватали прохожих, требуя выкупа. Полицейские не стеснялись также раскапывать могилы и вырывать у покойников золотые зубы. [1]

Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигло астрономических размеров. Члены «юденрата» и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши. Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали нелегально провезённое в гетто сырьё. По идее, евреи, служащие в полиции и администрации должны были бы прятать их от немцев и радоваться – больше евреев-соплеменников выживет от дополнительного хлеба. На деле же собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной «мздой» своей же полицией и «юденратом» — в случае отказа платить их ждало разоблачение перед нацистами. [1]

Еврейская полиция брала «мзду» также с контрабандистов, привозящих в гетто продовольствие и прочие вещи. Контрабандным провозом товаров занималась, кстати, и сама еврейская полиция. Поначалу еврейские полицейские имели возможность покидать пределы гетто. Они этим пользовались и ежедневно проносили продукты, которые продавали по бешенным ценам. Спустя несколько месяцев немецкие власти стали арестовывать еврейских полицейских вне пределов гетто. [1]

Тогда еврейская полиция, заинтересованная в контрабанде товаров в гетто и получении с этого дохода, стала предлагать контрабандистам помощь у ворот входа в гетто. Наиболее искусных в контрабандном ремесле полицейских начальство освобождало от всех служебных обязанностей, кроме дежурства у ворот гетто. Там полицейские, вместе с немецкими и польскими коллегами, досматривали евреев, работающих вне гетто и возвращающихся после работы ночевать в гетто. [1]

Задачей еврейских полицейских было или договориться с немецкими и польскими полицейскими и поделиться с ними добычей или провести контрабандиста мимо них. За это брали «мзду», которую должны были отдавать в общий котел. Во время дележа между ними, а также между полицией и профессиональными контрабандистами часто вспыхивали кровопролитные схватки. [1] Часто многие полицейские «сыпались» на контрабанде, немцы таких расстреливали. [1] Выживали сильнейшие…

Руководил полицией варшавского гетто колоритная личность — Юзеф Анджей Шеринский, бывший полковник польской армии. Был крешённым евреем. Активно помогал нацистам в уничтожении своей нации, но «погорел» на воровстве. Дело в том, что имущество «переселённых» в концлагеря евреев считалось собственностью немцев, а он много себе прихватил. 1 мая 1942 г. был арестован, но в июле того же года освобождён, т.к. его услуги очень ценили. Реабилитировал себя он при акции «переселении» нетрудоспособных евреев в лагеря смерти. [1]

Конец проходимца был интересный – он покончил жизнь самоубийством, приняв цианистый калий, после акции «переселения» основной части евреев гетто в концлагеря в январе 1943 г. [2] Видимо, он понял, что натворил — смерть в газовой камере ждала, в конце концов, всех евреев...

картинка

Еврейские полицейские проверяют документы. Варшавское гетто

Отношение к своим единоверцам

В гетто еврейских полицейских побаивались наряду с немцами и даже больше. Еврейские полицейские, знающие, что могут быть запросто расстреляны немцами, пытались перед ними выслужиться, подражали им и нещадно избивали своих единоплеменников, иной раз до смерти. [1]

Большинство из этих людей, в прошлом образованных, избрали путь выживания путём самого тесного сотрудничества с нацистами. Полиция, как и члены «юденрата» приняли ошибочную позицию, мол, когда все нетрудоспособные сдохнут, тогда останутся рабочие и они – еврейская власть. Поэтому ждать помощи неработающего на нацистов еврею у полицейского было бессмысленно, смерть больного, старика, малого ребёнка – это жизнь таких приспособленцев. [1]

Хотя известны факты участия полицейских в движении сопротивления в Рижском гетто. Некоторые бывшие полицаи участвовали в восстании в Варшавском гетто, хотя большинство их участвовало как раз в подавлении восстания. [2]

Полиция и агенты-евреи, служащие немцам, выдавали немцам евреев-подпольщиков. Весной-летом 1942 года в варшавском гетто начались первые аресты и убийства по спискам, подготовленным ими. Доходило до абсурда. Например, немец по происхождению, адвокат Бенедиктович, презревший привилегию записаться в фольксдойчи, собирал для евреев деньги, помогал выбраться из гетто. По доносу еврея — агента гестапо он был арестован и просидел девять месяцев в тюрьме! [1]

Отношение к полицейским у евреев было однозначным – предатели. На стенах полицейских комиссариатов появлялись плакаты типа: «Смерть еврейским полицейским, которые помогли немцам перебить 200 000 собратьев!». Начальник еврейской полиции Шериньский впоследствии был ранен, а его заместитель Лейкин был убит подпольщиками, на стенах появились соответствующие плакаты. Далее подпольщики совершали не очень частые убийства евреев, состоящих в «юденрате» или являющихся агентами немцев… [1]

«Юденрат»

Члены «юденрата», крепко связанные с полицией, также терроризировали население гетто. «Юденрат» занимался распределением питания в гетто, что давало серьёзный повод для обогащения — в 1941 году поступления от продажи хлебных талонов составляли более двух третей доходов «юденрата». По свидетельству очевидцев, в «юденрате» ухитрялись брать мзду даже с уличных нищих. [1]

Члены «юденратов», полицейские, жулики и спекулянты, нажившись на смертях других евреев, могли посещать театры (в гетто было 6 театров), рестораны, кафе, покупать газеты и пользоваться другими благами. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты! Забавно, что нацисты снимали в хронику из жизни гетто эти редкие сцены и показывали в нейтральных странах, мол, как хорошо живётся евреем при нацистах! Таким образом, эти евреи стали пособниками чудовищного обмана... «До первых мест в нашем загаженном мирке дорвались гнусные паразиты», — записал в дневнике учитель Абрам Левин. [1]

Возмутительно то, что обогатившиеся на чужом горе имели возможность за крупную взятку покинуть гетто, в случае опастности, и раствориться в Варшаве или откупиться. Иногда, еврейские полицейские, получив взятку, даже сами подставляли лестницы к стене, отделяющей гетто от Варшавы. Многим мерзавцам удалось пережить ликвидацию Варшавского гетто. [1]

По подсчетам евроейского сопротивления, половина Варшавского гетто буквально умирала от голода, 30 % «просто голодали», 15 % недоедали и только 5 % жили в достатке, некоторые даже лучше, чем до войны.

картинка

Еврейский полицейский в белом костюмчике между двумя гитлеровцами. Гетто в г. Лодзь. На переднем плане солдат с табличкой патрульной службы СС

Гестаповские агенты

Некоторые евреи служили шпионами на гестапо! Специфика жизни в гетто способствовала лёгкой вербовке еврея, в случае угрозы жизни ему или его семье. Конечно, люди с убеждением не сотрудничали с немцами, а мерзавцы – да! Многие попавшиеся контрабандисты стали агентами гестапо – сообщали о припрятанном золотишке, а также о подпольщиках. Такими были контрабандисты Кон и Геллер. Летом 1942 г. они оба были убиты их гестаповскими контрагентами, решившими, очевидно, что пришла пора наложить руку на немалые капиталы предпринимателей. [1]

Самым знаменитым агентом гестапо был ярый сионист, сын раввина, Абрам Ганцвайх. Он создал целую сеть якобы общественных организаций, содействовавших гестапо. Целью его было привлечь в них активные и влиятельные силы гетто, чтобы поставить их под контроль и на службу нацистам. [2]

В числе прочих, им была организована т.н. «отдел по борьбе со спекуляцией» со своими сотрудниками 200-300 человек с особой формой и правами. Это была явная конкуренция еврейской полиции по части сбора взяток с контрабандистов. [3]

Смысл его мировоззрения был такой — по окончании войны евреи будут вывезены за пределы Европы и получат широкую автономию (такие планы, как уже говорилось, были у нацистов до войны). Гетто, по его мнению, это благо, т.к. здесь евреи избавились от угрозы растворения в других народах, получили самоуправление и возможность развивать без чуждых влияний еврейскую культуру. Появилась невиданная доселе возможность даже служить в полиции. А плохая жизнь в гетто – это «всего лишь» следствие войны. [1] Пожалуй, этот человек и его единомышленники единственные имели политическую базу для коллаборационизма.

Характерно то, что когда немцы распустили фальшивые организации Ганцвайха 200 его сотрудников перешло после этого в еврейскую полицию. В конце концов, холуй немцам надоел и в ночь на 24 мая 1942 г. немцы перестреляли всех людей Ганцвайха, кого смогли обнаружить. Самому Ганцвайху с несколькими помощниками удалось скрыться. [1]

В конце концов, агент со стажем погиб в 1943 вместе с семьёй в тюрьме. [2]

картинка

Еврейские полицейские гетто г. Краков

Убей соседа, чтобы выжить самому…

Судя по источнику ([1]), подсократить (оставить только работающих в немецких фирмах) Варшавское гетто были приказано летом 1942 года, когда сам Гиммлер приехал в Польшу. Ликвидация более мелких гетто в других местах Польши началось с конца 1941 года. В этой акции «юденрат» и полиция принимали активное участие в отправке людей в лагеря смерти. Юденрат должен был ежедневно готовить к отправке по 6000 человек, не считая 100 человек из еврейской полиции — для охраны «переселенцев» перед их посадкой в вагоны. [1]

Еврейская полиция с ажиотажем стала выполнять приказы немцев (ещё бы, могли признать негодным и «переселить» и самого полицейского за медленное исполнение приказов). Полицейские вначале отправляли нищих, потом инвалидов, стариков, беженцев, беспризорных детей, а богатых оставляли. Лишь 8 полицаев покончили с собой от угрызений совести. Остальные более 2 тыс. надеялись, что уничтожение их не коснётся. [1]

«Юденрат» цинично призвал население гетто помочь еврейской полиции отправить установленное число людей, так как это-де спасет от репрессий остальных. Было предложено создать группы добровольцев для помощи полиции «в деле выселения». Еврейская полиция пообещала выдать добровольно явившимся на сборный пункт по три килограмма хлеба и по килограмму мармелада. Народ потянулся – во-первых, за награду, во-вторых, выдав кого-то, доброволец отводил смерть от себя самого! Награду вскоре пришлось даже уменьшить от наплыва добровольцев. [1]

Выселение сопровождалось страшными побоями несчастных полицейскими и «добровольцами». До 90 % выселяемых отправлялись в лагеря уничтожения… Самое омерзительное то, что члены «юденрата» и полиция уже знали о уничтожении евреев. Но, чтобы не поднять бунт, варшавский «юденрат» официальным объяснением опроверг «лживые измышления». Заместитель начальника еврейской полиции Лейкин громогласно назвал эти слухи провокацией… [1] В художественном фильме «Пианист», рассказывающим про эпопею варшавского гетто, есть такая сценка. Гонят «переселяемых», а обычный еврейский полицейский на вопрос отвечает, мол, туда куда вас повезут вы будете работать и жить лучше, чем в гетто…

Вскоре начался новый этап «переселения» — по мере уменьшения населения гетто и распространению слухов о лагерях смерти (некоторые сбежали и возвратились в гетто обратно) теперь требовалось силой вытаскивать евреев, которые не работали на нацистских предприятиях. Схема была проста — рано утром еврейская полиция блокировала ворота дома и затем выгоняла всех жильцов во двор, где они, выстроившись в шеренгу, ожидали проверки документов. Тех, кто не мог представить справку о работе на немецком заводе или в «юденрате», грузили на повозки. Жен и детей, работающих на немцев не трогали, но родителей и прочих родственников не щадили. [1]

Кроме еврейских полицейских и немцев в таких облавах участвовали украинские, литовские мерзавцы. Усердие еврейских полицейских и пособников было отмечено немцами. Так, коменданта умшлагплаца (сборного пункта рядом с ж/д станцией, откуда должны были отправлять евреев) Шмерлинга сами немцы за жестокость прозвали «еврейским палачом». Имущество полицейские всё же грабили… Прочёсывание кварталов, когда еврейские полицейские оставались одни, помогала им сильно нажиться – за взятки полицейские отпускали задержанных [1]

Акция по «выселению» начала сворачиваться. Было ликвидировано более 0,3 млн. человек. В гетто оставались только нужные рабочие. Вскоре немцы обнаружили, что т.к. членов «юденрата» и полиции не «выселяли», то их процентное соотношение непомерно выросло. Взялись и за них… Зачем столько послушных холуёв?

Сначала стали «выселять» некоторых ненужных членов «юденрата», в чём им истово помогала еврейская полиция, сама трясущаяся от страха быть «переселённой». В заключение «акции» немцы 21 сентября окружили дома еврейской полиции на Островской и Волынской улицах и отправили в газовые камеры большую часть полицейских вместе с женами и детьми. В услугах этих людей они больше не нуждались, их было слишком много. Не попавшие под «сокращение» полицейские во главе со своими начальниками изо всех сил помогали немцам и в этом деле, пытались казаться нужными, избивали своих бывших сослуживцев. [1]

картинка

Знак еврейской полиции варшавского гетто

Полное уничтожение варшавского гетто

Наконец, немцы решили полностью уничтожить вообще всех евреев в Варшаве. Слухи об этом стали доходить до еврейской верхушки. При ликвидации до этого других гетто и полиция, и администрация уничтожались. По идее, все полицаи должны были бы сопротивляться и участвовать в уличных боях против немцев, как подпольщики. Но…

Вечером 18 апреля 1943 года началась операция по ликвидации Варшавского гетто – его стали оцеплять. Утром каратели вошли внутрь, причём первыми как живой щит гнали безоружных еврейских полицейских. Как оказалось, не зря – в некоторых местах были заложены мины. Пытавшихся бежать тут же расстреливали. [1]

Впрочем, потом в акции еврейские полицейские приняли усердное участие. Когда стало ясно, что еврейское гетто сопротивляется, они, как и бывшие немецкие агенты, так и просто мерзавцы, прислуживали немцам и при полном уничтожении гетто. Они, как люди хорошо знающие местность, очень пригодились немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов. Глава «юденрата» Адам Черняков успел покончить с собой в самом начале акции. По окончанию уничтожения гетто оставшиеся члены «юденратов» были расстреляны. Трупы этих ненужных холуёв выбросили на свалку, они начали тухнуть... Были уничтожены и остатки еврейской полиции. [1]

Интересно, что думали полицаи, когда поняли, что им пришёл конец? Лишь единичные полицаи в ходе уничтожения гетто перешли на сторону восставших, все они погибли как настоящие мужчины. [2]

картинка

Еврейские полицейские в Вестерброке в Голландии. Отлицались особой жестокостью, максимальная численность 182 человека в апреле 1943 года

Ситуация в других гетто

Схожая ситуация была в других гетто, активное сотрудничество с нацистами евреев, желающих выжить, их помощь в уничтожении гетто и их ликвидация…

Редкие члены «юденрата» и полицейские помогали простым евреям. Уникальный случай был зафиксирован в гетто Жмеринки (Винницкая область) — Адольф Гершман, глава «юденрата», смог сохранить жизнь более 3000 узников и обеспечить им сравнительно сносное существование. Его гетто находилось на румынской зоне, а сам Гершман до войны оказал юридическую услугу будущему претору Жмеринки. [5]

С другой стороны Гершман по требованию немцев он спокойненько отдал на растерзание «чужих» евреев — 286 человек, бежавших в Жмеринку из немецкой зоны оккупации. [5]

В других случаях члены «юденрата» становились перед выбором: выполнять все распоряжения оккупантов, что сильно ухудшало жизнь евреев или же саботировать распоряжения немцев, но тогда их ждал расстрел. Так, председатель юденрата Новогрудка и 8 его членов были расстреляны весной 1942 г. за отказ сотрудничать с нацистами. По той же причине был убит и следующий председатель юденрата. В некоторых гетто сменилось по 4 председателя «юденратов». Некоторые сами кончали жизнь самоубийством. Казни руководителей юденратов делали их преемников более послушными и менее инициативными. [5]

Вот сухие цифры под контролем нацистов действовал 101 «юденрат», но лишь представители двух «юденратов», в Минском и Лахва гетто, активно поддерживали связь с движением сопротивления. В остальных случаях, «юденрат» сотрудничал с нацистами. Подпольщиков, принявших путь партизанской борьбы и вообще всякого противодействия нацистам, «юденрат» выдавал безжалостно. Еврейская администрация везде считала, что только честное выполнение всех приказов немцев спасёт большинство евреев. [2] Кстати, такая позиция в Варшаве раздражала поляков-подпольщиков, считавших евреев неполноценными людьми, с рабским характером. [1]

Известны факты участия еврейской полиции Рижского гетто в движении сопротивления. Во всяком случае, так посчитали немцы – они расстреляли 82 еврейских полицейских за то, что под их носом 11 других евреев сделали попытку с оружием вырваться из гетто и захватили грузовик. Полтора часа понадобилось немцам, чтобы уничтожить этот храбрый отряд. [2]

Еще, судя по источнику ([4]), в Каунасском гетто к полиции относились, как и полиция к населению, неплохо.

Выводы

Несмотря на отдельные положительные факты, исследователь Аарон Вайс дал такую оценку деятельности еврейской полиции:

«Обратимся к общей оценке отношений «юденрата» и полиции и попробуем проанализировать образ действий этих двух организаций... Из собранных данных можно сделать важный вывод: в 86 из 100 общин Генерал-губернаторства (т.е. в Польше – прим. автора статьи) мы обнаруживаем заметную координацию действий еврейской полиции с немцами в разные периоды и при исполнении разнообразных акций, в том числе в сборе людей во время так называемых «массовых акций». [4]

В этой связи важно разделить историю полиции на периоды, потому что полная покорность полиции немцам приходится, в основном, на последние дни гетто, когда произошли заметные изменения в личном составе полиции. Люди, чуткие к общественному мнению, либо оставили полицию, либо стали жертвами немцев. Послушные исполнители и их командиры остались верны немцам до конца, но в большинстве случаев они тоже были убиты нацистами...». [4]

Оказывается, не все полицаи были убиты. Единицы выжили и даже после войны некоторые из них иммигрировали в Израиль, долгие годы скрывались и даже получали пособия для жертв нацизма... [1] Таких разоблачали и репрессировали.

картинка

[1] — «Варшавское гетто больше не существует», В.М. Алексеев, М., 1998 г., http://www.memo.ru/history/getto/

[2] – сайт «Википедия», http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F

[3] – статья «Союз с дьяволом», Михаил Румер-Зараев, http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer12/Rumer1.htm

[4] – статья по материалам курса Открытого Университета Израиля «Юденраты и еврейская полиция», http://jhistory.nfurman.com/lessons10/10-98.htm

[5] – «Холокост и еврейское сопротивление на оккупированных территориях СССР», И.Альтман, http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/shoa/hfond_112.htm
 
Категория: Остальное | Просмотров: 1903 | Добавил: Waffen
Всего комментариев: 4
1 vladshch   (23.06.2009 10:02)
Интересная статья.

2 ярл   (05.02.2010 14:56)
ну да народец поганенький :) но не стоит забывать што такое поведение им диктует их религия которая запрещяет воевать сопротивлятся и все сниспосланные бедствия и несчастья просто переживать не борясь с ними а так же отсутствие родины приучили евреев приспосабливатся и выживать среди других народов при этом сохраняя свою самобытность

3 PANZERMEIER   (16.02.2010 22:35)
Да но тем нимение это не мешает им иметь одну из боеспособных армий и мощную разведовательную контору МАССАД.

4 vismut1906   (15.05.2010 13:27)
ЕСТЬ ХОРОШАЯ КНИГА-"СЛУЖИТЕЛИ АДА"

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]