ПТР Бойс - штука, прямо скажем, неплохая. По состоянию на 1939 год (а
именно к нему относится фотография) - вполне убедительное дело против
любых легких танков,
да и средним мало не покажется. О колесной же бронетехнике и немецких
полугусеничных БТР и речи нет, только подойди на заветные 100 метров..
Враз расковыряют с любого ракурса. А если борт подставить - то совсем
ой, издалека смогут убить.
Но что делать, если прорыв супостата произошел где-то не рядом?
Понятно, что ехать, но как и на чем? Одним из предложенных армии решений
было использование тяжелого мотоцикла
BSA G14 с тысячкеубовым двухцилиндровым V-образным мотором и
специальной коляской. В той коляске-то и размешался стрелок с ПТР и
запасом патронов. Предполагалось, что такие машины смогут быстро
парировать действия противника и все такое. Однако, как сказали военные,
вести бой "с машины" нельзя. Точнее, можно вообще, - но вот именно с
этой ну никак. Убьют. Так что ПТР лучше всего быстро снять и поставить
под куст, а мотоциклу и не соваться на передовую.
Так что не
надо ничего и изобретать: просто грузим стрелка на обычный мотоцикл - и
вперед. И дешевле, и еще быстрее, если не в коляске, а на двухколесном
мчаться.
Бронехарлей
Нет, то, то под броню подвели именно Харлеи - понятно, и даже
естественно: самые мощные и надежные мотоциклы, примерно такой же выбор,
что и у англичан, сделавших один из самых массовых броневиков из
роскошного "серебрянного призрака". Другое дело, что сама идея
бронемотоцикла - промелькнула по небосводу истории военной техники
мгновенным метеором и почти не оставила следа. И то, что в Чили вот
нашелся бронехарлей с пулеметом Браунинга М1917, да еще не меньше двух
штук - само по себе удивительно и замечательно.
Видите, да? Нет, мотоцикл с коляской и пулеметом Виккерс Mk.I - это
нормально. Я про схему бронирования - вот объяснить ее я не сумел
используя обычную логику. Хорошо, предположим, что размер щитка при
пулемете обусловлен тем, что стрельба ведется из-за экрана местности и
ноги пулеметчика прикрыты от вражеских пуль (во что он вместе с боекомплектом превратится после пары часов поездки по просто мокрой дороге обсуждать не будем - комок грязи),
но почему так странно забронирован сам мотоцикл? Я понимаю защиту
колеса, но какой смысл в щитках, которые, якобы, прикрывают водителя? Он
должен быть очень везучим, чтобы пуля попала именно в щиток, а не в
него... Лучше бы на грудь это железо повесил, толку больше было бы.
Едва начав серийное производство танкового пулемета ДТ-29 (гораздо более интересного, чем пехотный ДП-27)
- в Советском Союзе немедленно решили поставить его на мотоцикл. Да, с
т.з. длительного огня традиционный "Максим" выглядел бы лучше, но с
учетом времени изготовки к бою, а главное - легкости перезарядки и
возможности "в одни руки" снять его с мотоцикла и быстро прыгнуть за
кочку - сделали этот вариант гораздо более интересным.
Причем,
как видите, это не просто "сошки на капот", как сделали позже с ДП-27, -
для установки пулемета используется жесткая опора (регулируемая по высоте, как я понимаю, для разных по росту пулеметчиков - или ее можно выдвинуть для зенитного огня?),
существенно повышающая кучность стрельбы. К сожалению, похоже, - из
соображений унификации пехотного вооружения - этот вариант мотопулемета
распространения не получил. А жаль. 63 патрона в компактном диске, да на
жестком станке - гораздо интереснее, чем 47 в огромном "блине" ДП-27,
просто поставленном на капот.
После создания в 1944 году чрезвычайно мощной и
легкой противотанковой пушки калибром 37-мм (речь идет о ЧК-М1) перед
военными во весь рост встал вопрос мобильности нового противотанкового
средства. Дело в том, что родные колесики годились только для
перекатывания по позициям, для буксировки же никак.
Поэтому, в том же 1944 году ее поставили на мотоцикл.
подготовка к стрельбе с ходу (кликабельно)
На каждую пушку положено было по два мотоцикла. На
одном размещались пушка, наводчик, заряжающий и водитель. На втором —
командир, подносчик и водитель. В качестве транспортного средства
мотоцикл «Харлей Давидсон» был выбран за исключительную мощность и
надежность. Но и это еще не все.
Тэг "САУ" видите? Получилась не
просто транспортная повозка для пушки, а полноценная САУ. Способная
вести огонь даже с ходу (правда, про "попадать" лучше не выяснять,
наверное). Однако, - не успели... В послевоенное время ставка в части
легких противотанковых средств была сделана на низкобаллистические
безоткатные орудия с кумулятивными выстрелами и РПГ.
Ближе к концу войны, борьба с танковыми прорывами стала актуальной
проблемой уже для немцев. И одним из путей ее решения они видели
оперативное создание минных заграждений. Но, поскольку война уже шла к
концу - вариант "грузовик и отделение саперов" уже не котировался,
грузовиков не хватало. Но люди были! И в ход пошли обычные велосипеды,
на которых установили сбрую для подвешивания противотанковой мины и
индивидуального оружия сапера.
Несмотря на кажущуюся примитивность решения -
идея вполне жизнеспособная. Саперный взвод за световой день (или ночь,
по ситуации) может сделать 2-4 ходки на расстояние 10-15 километров,
заложив до полутора сотен мин, которые, кстати, не обнаруживаются ни
собаками, ни миноискателями, причем сделать это практически бесплатно во
всех смыслах. Однако, все равно не помогло - к тому моменту, как немцы
дожили до массовой минной войны колейные минные тралы перестали быть у
наших танкистов дефицитом.