Opel Blitz с системой DAF Pantrado
Разработанная компанией DAF система Trado, превращающая любой обычный
грузовик в неплохой вездеход активно продвигалась на внешних рынках.
Вот, в 1934 году изобретением заинтересовались в Германии, где компания
Opel прикрутила задние тележки Trado (с гусеницами, для хранения которых и предназначены барабаны впереди - это уже продвинутая версия, pantrado)
к своему грузовику-трехтонке. Судя по тому рельефу, на котором сделан
снимок - получилось неплохо. С гусеницами вместе настоящий вездеход.
Однако, по неизвестной причине систему не купили. То ли в цене
лицензии не сошлись, то ли сами тележки по сравнению с альтернативными
способами превращения обычных грузовиков в машины высокой проходимости
чисто технически выходили дороже, но немцы предпочли обычные гусеничные
тележкки продвинутым "качелям".
автотрактор (кликабельно)
...ну, трактор - это сильно сказано, но комплект для превращения
грузовичка в короткобазный полугусеничный трактор выглядит, как мне
кажется, довольно привлекательно для мелкого американского фермера
первой половины 30-х годов. Тут и грузовик полноценный в хозяйстве, и
какой-никакой трактор, на котором и поле вспахать можно. Можно-можно, не
сомневайтесь. Это не просто гусеница на заднее колесо, там еще и
передаточное отношение не 1:1, и диаметр поменьше, - так что на первой
передаче вполне по-тракторному должно было получаться.
Но - не
срослось. Получилось довольно дорого, тяжело, сложно в замене и, в
целом, ничем не лучше покупки отдельного небольшого тракторенка. А с
т.з. отказоустойчивости и вовсе плохо.
Bremerwagen штурмует подъем
Оказывается, герр инженер Хьюго Бремер перед самым
началом Первой Мировой сумел превратить в четырехгусеничные вездеходы не
один, и не два, как я полагал ранее, а не меньше трех четырехтонных
грузовиков Даймлер. Вот, извольте видеть: отличающийся несколько более
коротким капотом и формой кузова вездеход, с кабиной без боковых дверей и
непонятной детали с шестеренкой,
а вот и еще один, - видимо, окончательный вариант машины.
Похоже, что финальная версия машины
Машина с закрытой кабиной и полным набором светотехники тоже несколько
отличается от показанной два года назад - деталями кузова, и отсутствием
странной детали (
по прошествии времени я пришел к выводу, что
первоначально предусматривалось раздельное торможение ведущих гусениц
при каком-то угле поворота передних "колес", а эта тяга с шестеренкой -
просто привод тормозов с передачей усилия от рулевой трапеции, или что
там у него...). А причина отказа - дикое затяжеление рулевого управления, до невозможности рулить.
Но, конечно, повторю это еще раз - без привода
на переднюю пару гусениц это только что курьез какой-то. Грязь и
сопротивление перемотке быстро превратят передние тележки в лыжи. Как
минимум. Ну а так... При собственной массе 6,6т машинка брала не больше
2.5 тонн груза, а "скорость" по шоссе не превышала 12км/ч.
полугусеничный DAF
Разработанные в компании DAF вездеходы системы
Trado были очень неплохи, но в период немецкой оккупации - то ли по
заданию немцев, то ли по велению души
пытаясь урвать военные заказы - они разработали парочку вариантов
полугусеничных тележек. Но, вот в данном случае - полностью использовав
свой опыт. Обратите внимание: к ведуще-направляющим (и передний и задний
катки ведущие) идут от "родного" моста грузовика карданные валы. Это,
конечно, положительно сказывается на гусенице, вдвое уменьшая ее
натяжение при работе, ее труднее порвать, - но решение, конечно,
существенно дороже выходит, чем у немцев, отчего от серийного
производства решили воздержаться.
Однако, надо заметить, что этот
полугусеничный комплект, - в отличие от немецкого Maultier не требует
перестановки заднего моста с заменой карданного вала, что гораздо
удобнее. В принципе, хоть в поле меняй колеса на гусеницы.
спасибо