31 июля, когда передовые силы Красной Армии приближались к расположенному на восточном берегу Вислы варшавскому району Прага, командующий «Армии Крайовой» Тадеуш Коморовский отдал приказ о начале восстания в городе, не проинформировав советских военачальников. К операции, которая началась после обеда 1 августа под командованием коменданта варшавской области полковника Антони Хрустеля приступили приблизительно 23 тыс. солдат АК, из которых только часть была вооружена. В течение первых дней боев повстанцы захватили много стратегически важных объектов и со временем их число увеличивалось до 34 тыс. В частности, 5 августа повстанцы взяли концлагерь Генсиувка и освободили 383 заключённых, в том числе 348 евреев. Большая часть из них присоединилась к повстанцам.
Однако им не удалось полностью вытеснить немцев из центра города, а также овладеть главными коммуникациями и мостами. 16-тысячный немецкий гарнизон был усилен и 5 августа немцы начали контратаку с помощью танков, тяжелой артиллерии и ударной авиации. В подавлении восстания также принимали участие подразделения из бывших советских граждан, перешедших на сторону немцев:
1-й и 2-й батальоны 1-го Восточно-мусульманского полка СС (800 офицеров, унтер-офицеров и рядовых);
1-й полк «Бригады Каминского» (1700 человек);
3-й казачий кавалерийский батальон 57-го охранного полка;
69-й казачий батальон 3-й кавалерийской бригады Казачьего Стана…"
украинский полицейский батальон "шуцманшафт-31" (рота П.Дяченко), позже влитый в дивизию СС «Галичина»;
36-я гренадерская дивизия СС «Дирлевангер». В первом из взятых районов (Воля), где находилась бригада РОНА, было совершено массовое убийство жителей, оно повторилось еще несколько раз. Атакующие немецкие колонны разделили Варшаву на «повстанческие острова», между которыми удерживалась связь через переходы в подвалах и через подземные коммуникации. На этой территории власть захватила польская администрация, издавались газеты, действовало радио («Блыскавица» — «Błyskawica») и городские службы.
Деятельное участие в подавлении восстания принимали казаки-коллаборационисты из Казачьего стана. В частности, в убийствах плохо вооружённых повстанцев участвовали казаки из сформированного в 1943 году в Варшаве казачьего полицейского батальона (более 1000 чел.), конвойно-охранной сотни (250 чел.), казачьего батальона 570-го охранного полка, 5-го Кубанского полка Казачьего Стана под командованием полковника Бондаренко. Одно из казачьих подразделений во главе с хорунжим И. Аникиным получило задание захватить штаб руководителя польского повстанческого движения генерала Т. Бур-Коморовского. Казаки захватили около 5 тыс. повстанцев. За проявленное усердие фашисткое командование наградило многих из казаков и офицеров орденом Железного Креста
Советское руководство оценивало эти события, как плохо подготовленную авантюру, вся ответственность за провал которой лежит на эмигрантском правительстве в Лондоне.