
КАК МЫ ЗАЕХАЛИ В КОЛОННУ НЕМЦЕВ
На войне бывало всякое. Расскажу эпизод, который случился в 1945 году. В январе войска I Украинского фронта, прорвав оборону немцев, со знаменитого Сандомирского плацдарма вторглись в Силезию. Наш 118-й гвардейский отдельный танковый полк двигался впереди корпуса. В первые дни наступления мы захватили несколько немецких машин. Среди них "Унион". На "Унионе" была радиостанция с антенной, похожей на железную кровать. Машина была оборудована по-европейски толково: антенна поднималась поворотом рукояти, расположенной внутри салона; в салоне -полированный стол, приемник и радиопередатчик, между сиденьями - гнезда для автоматов; под ногами для обогрева по жестяной трубе проходил отработанный газ. Была и агитация: на шторе был изображен человек в шляпе и написано "Файнд херт мит" ("Враг подслушивает!"). Короче -полный комфорт!
НА ЭТОЙ РАЦИИ Я И РАБОТАЛ
На вторую неделю наступления, уже в вечерней темноте, я внимательно слушал переговоры командира взвода танков и начальника штаба. Вдруг начальник связи капитан Морозов откинул шторку между кабиной и салоном и крикнул: "Уманский! Смотри, как фриц нам движение регулирует!" Я гляжу в окно: впереди справа были силуэты машин, двигавшихся к нашей дороге, стоял человек с зеленым фонариком и настойчиво указывал нам, что надо повернуть налево. Регулировщик и правда был немец! Он появился здесь уже после того, как прошли наши танки, и принял нас на трофейных машинах за отступающих немцев. За нами проехали еще несколько машин взвода управления - "Форд" и "захары" ("ЗиСы"), но одну трофейную машину - с шофером и ординарцем начальника штаба - немец все же повернул в свою сторону. Причем из одной нашей машины вылез зампотех полка капитан Сныткин и несколько раз выстрелил в регулировщика из пистолета. Но не попал.
Наши ребята, попавшие в немецкую колонну, вместе с ней остановились километра через два. Шофер устало склонился на руль, а ординарец прислушался к разговорам на дороге. Тут к машине подошли трое, и в свете фонарика ординарец увидел, что форма на них - немецкая! Он дал очередь прямо через лобовое стекло, вместе с шофером вывалился из машины и оба побежали на гул танков, к своим. Немцы начали стрелять вслед, но только ранили шофера в руку. Но тут подошли наши танки...
Кстати, наш комполка всегда выбирал "неудобные" пути. И потом танки по лесной дороге скрытно подошли к реке Нейсе. В темноте наши разведчики сняли на мосту часовых, захватили будки, где вповалку спали немецкие солдаты. После разминирования на правый берег Нейсе переправились танки, мы заняли круговую оборону. Целую неделю немцы пытались ликвидировать наш плацдарм: бомбили самолеты, наседала пехота. Потом к нам прорвались основные части корпуса, и нас отправили в ближний тыл - на отдых и переформировку. Это был наш последний отдых перед стремительным броском на Берлин и затем - на Прагу.