Тем не менее добровольцы нашлись... Их угощали шнапсом, уважительно допрашивали и... отправляли в концлагеря. Большинство из них досидело там до 1943 года. Осенью 43-го полковник люфтваффе Холтерс предложил сформировать летную часть из русских добровольцев, готовых сражаться на стороне Германии. В октябре того же года в Сувалках был создан спецлагерь, где летчики, штурманы, радисты и механики проходили проверку на профпригодность. Признанные годными обучались на двухмесячных подготовительных курсах, после чего получали воинское звание, приносили присягу и переводились в состав группы Холтерса в Морицфельде (Восточная Пруссия).
А далее — приведение в порядок трофейных машин, тренировочные полеты и, наконец, боевые вылеты. Сперва «Иваны» воевали в составе немецких эскадрилий, но со временем «русские» экипажи стали получать и самостоятельные задания. Так, при ночной авиагруппе «Остланд» была создана 1-я Русская восточная эскадрилья, имевшая на вооружении несколько трофейных машин разных типов. Еще одна эскадрилья, состоявшая из девяти самолетов У-2, действовала против белорусских партизан. Удивительно, но летчики практически не перелетали на советскую сторону. Каждый из них понимал: былого положения на Родине им не достичь.
В люфтваффе служили и украинские летчики. Это были, как правило, либо эмигранты «первой волны», либо перешедшие к немцам пилоты Войска Польского. Согласитесь, фамилии Сишко, Киевский, Пьянчук, Олийнык говорят сами за себя. Кстати, Киевский и Олийнык дослужились до званий майора и должностей командиров эскадрилий.
Служили украинские летчики и в Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. Известен случай, когда двадцать пилотов написали обращение к рейхсмаршалу Герингу, в котором просили его создать отдельную Украинскую эскадрилью. Безразличный к украинским прихотям Геринг ответил отказом...
Виктор Иванович Мальцев родился в 1895 году в городе Гусь-Хрустальный Ивановской области. В 1927 году Мальцев поступает в Ивановское летное училище. Затем — путь от командира звена до командующего ВВС Туркестанского военного округа.
В 1938-м полковник Мальцев был арестован по доносу. Виктор Иванович отверг все предъявленные ему обвинения и наверняка готовился получить пулю в тюремном подвале. Но тут летчику неожиданно улыбается счастье... Благодаря «бериевской амнистии» Мальцев выходит на свободу. Перед началом войны ему чудом удалось устроиться начальником санатория «Аэрофлота» в Ялте.
Начало войны застало Виктора Ивановича в Севастополе. Из осажденного города сумел вырваться лишь командный состав, а все прочие его защитники были брошены на произвол судьбы. 8 ноября 1942 года Мальцев явился в севастопольское отделение гестапо и заявил, что готов сотрудничать. В конце того же года он пишет книгу об ужасах большевистского террора, быстренько изданную германским министерством пропаганды и широко распространенную в лагерях для советских военнопленных. В начале 1943 года немцы назначают бывшего летчика бургомистром Ялты, а затем и мировым судьей по гражданским делам.
В 1944-м из находившихся в Крыму военнопленных летчиков Мальцев начинает формирование Восточной эскадрильи. Немцам идея понравилась, и они стали использовать новое пополнение при перегоне самолетов с заводов в боевые части люфтваффе.
После возникновения Комитета освобождения народов России (КОНР), призванного объединить все вооруженные силы, сформированные из бывших советских граждан, Мальцев направляет письмо лидеру КОНР генералу Власову с просьбой принять его. «Геринг предложил мне принять Мальцева в свое подчинение», — вспоминал позднее Власов. Приказом шефа Люфтваффе Мальцеву поручалось сформировать военно-воздушные силы вооруженных сил КОНР — Русской освободительной армии (РОА). Планировалось, что ВВС РОА будут состоять из истребительной и разведывательно-штурмовой эскадрилий, эскадрильи связи, зенитного полка и парашютно-десантного батальона. В конце 1944-го Мальцев получает от Власова погоны генерал-майора РОА.
Уже через месяц после подписания приказа о создании летных частей РОА первая истребительная эскадрилья получила шестнадцать самолетов «Мессершмит 109-Г-10». А на инспекционной проверке генерала Ашенбреннера в Карлсбаде она продемонстрировала высочайшую боеготовность, и командир эскадрильи Быков удостоился личной благодарности Власова. Такую же оценку получили и действия второй эскадрильи легких бомбардировщиков «Ю-88» под командованием капитана Антилевского. Любопытно, что, по данным зарубежной печати, Быков и Антилевский были Героями Советского Союза, а следовательно, имели полное право носить свои Золотые Звезды и на службе немецких вооруженных сил. Ведь, по мнению немцев, любая награда, полученная в армии другой страны, — лишь подтверждение доблести ее обладателя...
15 апреля 1945 года в Мариенбад, где находился штаб Мальцева, прибывает Власов. Виктор Иванович получил три дня на подготовку, после чего ВВС РОА согласно приказу должны были пешком совершить марш-бросок в Чехию — к месту дислокации основных сил РОА... 24 апреля колонна достигла города Нейерн, где Мальцев был вынужден начать переговоры о капитуляции с американским командованием. «Что привело вас к немцам?» — спросили у Мальцева. «Ненависть к СССР, к существующей системе», — ответил главком. В качестве условия сдачи в плен Мальцеву удалось вытребовать у американцев гарантии невыдачи всего личного состава ВВС РОА представителям СССР. Американцы пообещали, и в результате почти пять тысяч власовцев были переброшены в центры для военнопленных. Несостоявшийся генерал попал во французский Шербур, где тихо просидел до февраля 1946-го, когда его местонахождение стало известно сотрудникам Министерства государственной безопасности СССР.
На вопрос «Куда меня повезут?» советские офицеры ответили Мальцеву, что сначала в Париж, а затем на Родину. В тот же день он попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло опасной бритвой, и лишь благодаря энергичным действиям американских врачей Мальцев был спасен... для советской виселицы...