|
М35
В 1934 году началось тестирование нового
стального шлема для германских сухопутных войск, разработанного на базе
моделей, использовавшихся в немецкой армии во время Первой мировой
войны. Внешний вид шлема, в целом, остался такой же, но визуально он
стал более обтекаемым и пластичным, а контур более изысканным и
стильным. Изготовление опытных экземпляров и подготовка технологии
массового изготовления велась на фабрике Eisenhuttenwerke, находившейся в
городе Thale. Верховное командование официально приняло стальной шлем
нового образца на вооружение 25 июня 1935 года под обозначением:
«Стальной Шлем модели 1935 года» или «М1935», или просто – М35.
Базовая конструкция М35 была подобна
шлему образца 1916 года (М16), но с более короткими полями и козырьком,
другими вентиляционными втулками и значительно легче по весу (примерно
1300 гр.) за счет изменений внешнего вида и использования специальной
марки стали. Вентиляционные втулки на М35, изготавливавшиеся в виде
отдельной детали, представляли собой заклепки с отверстием по оси,
которые расклепывались изнутри купола шлема.
М35 комплектовалась подшлемником образца
1931 года устанавливавшимся на все шлемы, выпускавшиеся немецкой
промышленностью на протяжении 30-х - 40-х годов, в том числе и на шлемы
периода Первой мировой войны. Подшлемник из восьми кожаных (иногда
девяти.) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху
кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом,
например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок,
предназначенный для фиксации шлема на голове (что бы каска не слетала с
головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно
фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к
специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало
максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.
Для крепления подшлемника в шлеме служило три отверстия: два расположены
симметрично относительно вертикальной оси по сторонам шлема (если
смотреть на шлем со стороны козырька, то ниже вентиляционных отверстий,
но выше линии козырька), третье – по центру этой же оси, на затылке.
Подбородочный ремешок нового образца имел литую пряжку сложной формы,
которая изготавливались из различных материалов (латунь, алюминий,
сталь), простое крепление к «проушинам» подшлемника и мог легко
переставляться с одного подшлемника на другой, за счет крепежных
«шпеньков». Ремешок изготавливался из кожи.
Сам шлем изготавливался штамповкой с
помощью пресса и пресс-формы из плоской заготовки листовой углеродистой
стали, легированной молибденом. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15
мм. Шлем выдерживал давление до 220 кг на квадратный мм, что
обеспечивало защиту от крупных осколков и пистолетных пуль.
Процесс изготовления проходил несколько
основных этапов: обрезка листа заготовки; штамповка купола на прессе;
вальцовка краев; сверление отверстий для крепления подшлемника и
вентиляционных втулок; установка самих втулок. С производством большого
количества шлемов одна фабрика справиться не могла, поэтому заказы на их
изготовление были размещены на нескольких предприятиях. Эти предприятия
были независимы друг от друга, из-за чего существуют различия между
касками, изготовленными на разных заводах. Эти различия заключаются в
форме купола шлема (это объясняется разными пресс-формами,
применявшимися на разных предприятиях). Так же имеется незначительное
различие в форме вентиляционных втулок.
Стоит отметить, что для офицеров всех
родов войск, участвующих в парадах, специально изготавливались
облегченные аналоги шлемов из вулканизированной фибры с алюминиевым
каркасом.
M35 окрашивался матовой гладкой краской,
с правой стороны на шлем наносилась декаль с германским триколором, а с
левой наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Крегсмарин, СС и полиции в
зависимости от принадлежности к тому или иному роду войск. С 1940 г.
М35 выпускался с одной, указывающую на войсковую принадлежность.
М35 изготавливались семи разных
размеров: 60, 62, 64, 66, 68, 70, 72. Процент касок размеров 60, 68, 70,
72 составил около 10% от общего числа, т.к. солдат с такими головами в
армии было не много, при этом каски 70 и 72 размера были изготовлены
совсем небольшой партией и являются редкостью.
М35 использовалась в течении всей Второй
Мировой Войны, а многие и после ее окончания. В первые два года после
принятия М35 на вооружение было выпущено 1,4 миллиона шлемов всех
размеров, еще примерно 1 миллион был выпущен до 1940 года, когда
произошло изменение в технологии и способе производства шлемов.
|
|
|
М38
В 1938 году был принят на вооружение для
воздушно-десантных частей вермахта шлем разработаный инженером
Хайслером и получивший обозначение М38. Появление нового шлема было
обусловлено тем, что в случае жесткого приземления десантника
назатыльник стандартной каски наносил травму в районе шеи и плеч, а
козырек шлема создавал во время прыжка нежелательные аэродинамические
завихрения, что часто приводило к срыву шлема с головы десантника и он
приземлялся в одном подшлемнике.
Вес нового шлема был максимально
уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины
полей. Изменилась и форма ремешка: он стал Y-образным. Дополнительный
фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что резко
увеличивало плотность посадки шлема на голове во время прыжка. Теперь
воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону,
что улучшало общее самочувствие прыгающего. Вместо армейского
подшлемника образца 1931 года, стал применяться интегральный колпак с 11
большими отверстиями сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую, в
последствии из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной) и
армированный пробковым деревом. Он вместе с каркасом-обручем обеспечивал
дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в
качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину), а
подшлемник стал наборным — семь разных по толщине резиновых сегментов,
крепившихся к алюминиевому кольцу, еще точнее отслеживали профиль головы
десантника.
В 1942 г. у М38 появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире.
|
|
|
Тропический шлем (tropische Topfbedeckung)
В 1940 году перед тропическим институтом
Гамбургского университета была поставлена задача создания специальной
униформы для солдат и офицеров, служивших и воюющих в странах с сухим и
жарким климатом. За образец была взята форма Британской армии в Индии.
Однако различия индийского и африканского климата в скором времени
вынудили немецких специалистов модифицировать форму. После того как
новая униформа была одобрена, её выпуск был налажен в Берлине и Силезии.
Эту форму носили в Греции, Италии, а также на Восточном фронте - в
Крыму. В полный комплект входил китель, рубашка, брюки или шорты,
головной убор и другие предметы. Личный состав DAK (Немецкого
Африканского Корпуса) имел право на ношение тропической униформы даже на
территории Германии в тёплое время года, т.е. с 1 мая по 30 сентября.
Армейский шлем Африканского корпуса
образца 1940 года имеет традиционную форму пробкового шлема, бывшего
частью воинского обмундирования армейских корпусов многих государств,
ведших военные кампании в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.
Шлем изготавливался из коры пробкового
дуба обшитого серовато-зелёным фетром, с широкими полями. Высота шлема
18,5 см, длина (по краям полей) 35,5 см
В 1942 году цвет шлемов сменился на светло-коричневый, а позднее его стали покрывать шерстью.
Подкладка изготавливалась из хлопковой
ткани, ремешок вокруг тульи из фетра цвета хаки, навинчивающееся
полусферическое навершие имело алюминиевую основу и было оклеено фетром
цвета хаки. Края полей шлема отстрачивались тёмно-оливковой окантовкой
из искусственной кожи. По бокам тульи размещались две металлические
декали: с правой стороны – щит с косыми полосами цвета государственного
флага: чёрной, белой, красной; с левой стороны – щит, на чёрном фоне
которого было рельефное изображение гербового германского орла,
сжимающего в лапах свастику, либо летящего орла – символ люфтваффе.
Подшлемник имел основу из фетра с
прорезями, сальник изготавливался из желтовато-коричневой кожи. В
качестве амортизирующей прослойки выступала гофрированная лента из
изумрудно-зелёной хлопковой ткани на жесткой основе. Подшлемник крепился
к шлему при помощи 6 петельчатых скобок. В центре подшлемника
прорезалось круглое отверстие, в которое вставлялся крестообразный
латунный фиксатор для винта, при помощи которого завинчивалась навершие
шлема. Под амортизирующей прослойкой по бокам крепился подбородочный
ремень (справа) и крючок для его крепления (слева).
Тропический шлем однако не получил
широкого распространения в Африканском корпусе из-за своей громоздкости и
неудобства в ношении и использовался большей частью только в тылу,
среди полевой жандармерии. На передовой же чаще носили кепи (её шили из
хлопчатобумажного тика) и обычную каску образца М35. Последнюю
окрашивали в песочный цвет. Иногда в процессе окраски на ещё невысохшую
краску сыпали песок.
|
|
|
М40
Почти сразу после запуска M35 в
производство, стали предлагаться проекты по модификации его базовой
конструкции. Работы велись инженерами, работавшими на заводе
Eisenhuttenwerke в Thale, который, в свою очередь, продолжал быть
основным производителем касок для Вермахта.
29 Октября 1938 года был запатентован
проект модификации М35 (патент номер 1458613, Группа 72g, Класс 2),
разработанного инженером Erich Kisan. Модификация касалась
вентиляционных втулок М35, их предлагалось штамповать вместе с каской, а
не изготавливать в виде отдельной детали. Вентиляционная втулка,
теперь, представляла собой штампованный выступ с внешней стороны каски.
Это позволяло экономить дорогостоящую сталь и одновременно улучшало
защиту головы солдата (заклепка могла нанести дополнительные травмы
голове солдата, если шлем был поврежден в бою). 26 марта 1940
модификация была одобрена Армейским Верховным Командованием и новый шлем
получил обозначение М40. Помимо новых вентиляционных втулок, он стал
изготавливаться из стали, которая вместо дорогого молибдена,
легировалась силикатом марганца. Молибден – металл до этого применяемый
для легирования стали использовавшейся для производства М35, делал ее
твердой, не делая ее при этом ломкой. Но использование после 1938 года
было ограничено высокой ценой, и фактом того, что приблизительно 90
процентов разрабатываемых в 30-е годы месторождений молибдена находились
в США и Южной Америке. Внедрение этих модернизаций привело к
незначительному увеличению веса М40 по сравнению с М35.
Кажущееся небольшое изменение формы
шлема, по сравнению с М35, не более чем иллюзия вызванная упрощением
изготовления. Для М40, так же как и для М35 характерны завальцованные
края основания шлема. Именно из-за этого М40 часто принимают за шлем
модели M35. Основное отличие между этими двумя шлемами заключается в
вентиляционном отверстии, которое выштамповывалось без установки в него
дополнительной детали (заклепки с отверстием).
В М40 устанавливался модернизированный
подшлемник образца 1931 года, изготавливаемый из оцинкованной (или
оксидированной) стали, который оказался более практичным и менее
дорогостоящим, чем алюминиевая версия. При этом подшлемники,
изготовленные из алюминия, предназначенные для M35, хранившиеся на
складах фабрик, ставились на М40 до исчерпания запасов.
Шлемы модели М40 окрашивались в
стандартные цвета и имели, как правило, одну декаль, указывающее на
принадлежность к соответствующим родам войск, за исключением шлемов СС,
некоторые из которых могли по прежнему иметь две декали
М40 изготавливался тех же размеров, что и М35.
|
|
|
M42
Шлем модели 1942 г. (M42) наиболее
распространенный из всех германских армейских шлемов, использовавшихся в
течение Второй мировой войны. Это связано прежде всего с тем, что
выпуск М 42 осуществлялся с 1942 по 1945 год, в то время как большая
часть шлемов ранних моделей была утрачена во время боевых действий. По
этой причине в настоящее время из всего "модельного ряда" германских
шлемов периода Второй мировой войны модель М 42 является наиболее
распространенной и соответственно относительно дешевой.
Модернизация была осуществлена 6 июля
1942 года, как часть полного реструктурирования индустриальных программ
военного времени Германии. По указанию Армейского Верховного
командования, край каски должен был изменен, по сравнению с М35 и М40,
для экономии ресурсов (в данном случае - времени изготовления и
уменьшения производственных операций). Серийно первые шлемы M42 были
произведены 1 августа 1942
От М40, М42 внешне отличался только
краем, который более не завальцовывался внутрь каски, а оставался
необработанным. Состав стали так же изменился, сталь перестала
легироваться вообще. Кроме того, на шлемы М42 перестали наносить декали,
хотя на ранних выпусках этого шлема иногда встречаются декали Вермахта,
Люфтваффе, Кригсмарин, СС и полиции. Окрашивался шлем, как и предыдущие
модели, стандартной фабричной краской зеленого цвета и уже в боевых
условиях шлем перекрашивался либо на него наносился камуфляж.
В М42 ставился тот же подшлемник, что в М40.
M42 выпускался серийно до конца 1944
начала 1945 года, когда большинство фабрик производивших каски и
комплектующие для них было захвачено, или было остановлено из-за
нехватки материалов для дальнейшего производства и в тех же размерах,
что М35 и М40.
М42 использовался в армии наряду с М35 и М40 до конца войны, постепенно заменяя их.
|
|