17.07.1942 г. Встреча Хермана Графа (Hermann Graf) с ТБ-3
17 июля 1942 г. далеко в тылу Херман Граф (Hermann Graf) перехватил старый безоружный бомбардировщик ТБ-3, который в одиночестве спокойно на малой высоте следовал в южном направлении. Граф впервые видел эту машину, поэтому подошел к ней на очень близкое расстояние. Русские пилоты, сидевшие в открытой кабине, с напряженными лицами внимательно следили за действиями Графа.
Вдруг один из них выхватил пистолет и стал стрелять в сторону Bf-109. От неожиданности Граф отвалил в сторону, затем зашел со стороны хвоста и с близкой дистанции ударил по левому крайнему двигателю, тот сразу задымил. Русские пилоты с ходу пошли на посадку. Внизу был кустарник. Подняв огромное облако пыли, самолет заскользил по земле, подминая деревья и разваливаясь на части. Наконец движение прекратилось, и пыль полностью накрыла остатки самолета.
Граф стал в круг над местом приземления. Пыль осела, и он увидел, как один русский нилот стаскивает своего товарища с крыла самолета. Тот слабо пытался ему помогать.
Граф с облегчением вздохнул и направился домой, затем вернулся и сбросил рядом с пилотами неприкосновенный запас и аптечку.
Источники информации:
Чертова дюжина асов Люфтваффе / Сост. Обухович В.А., Кульбака С.П. - Мн.: Харвест, 2000. - С. 222.
Йоахим Хелбиг (Joachim Helbig).
02.06.1940 г. - второй день рождения
2 июня 1940 г. Ju-88 из LG1 совершили налет на корабли союзников в районе Дюнкерка.
Едва Йоахим Хелбиг успел сбросить бомбы, как его Ju-88 был атакован тремя "Спитфайрами". Их вовремя успел заметить бортрадист обер-фельдфебель Франц Шлунд (Franz Schlund). Он сообщал Хелбигу о направлении, с которого их атакуют истребители, и о расстоянии до них, и тот в самый последний момент резко бросал "Юнкерс" в сторону, уходя из-под огня англичан.
Однако преимущество истребителей было слишком большое, и "Юнкерс" получал одно попадание за другим. Бортмеханик был ранен, и Шлунд, быстро перевязав его, снова занял свое место за пулеметом. Хелбиг тоже получил легкое ранение. Вскоре новый удар потряс самолет, и теперь уже Шлунд доложил, что ранен. Вся кабина "Юнкерса" была забрызгана кровью, она была даже на лобовом стекле фонаря.
Бой длился уже двадцать минут, самолет имел ужасные повреждения, а левый двигатель встал. У англичан, видимо, подошло к концу горючее или закончились боеприпасы, так как они неожиданно повернули назад.
Наконец, когда все поверили в то, что им удалось спастись, внизу под "Юнкерсом" появился еще один "Спитфайр". И опять Шлунд сообщил о его точном положении, но что можно было сделать, если самолет едва держался в воздухе, а все боеприпасы на борту давно закончились?
Хелбиг, никогда не употреблявший в своих воспоминаниях о войне превосходных степеней, затем говорил, что тогда он просто "озверел". Все с замиранием сердца следили за приближавшимся истребителем. Каждую секунду могла раздасться очередь, которая стала бы последней для их самолета, а возможно, и для них самих. Однако ее все не было.
Не открывая огня, "Спитфайр" подошел вплотную к левой плоскости "Юнкерса". Посмотрев налево, Хелбиг увидел молодое лицо английского летчика, который в свою очередь смотрел на него. Так они летели около пяти минут. Затем англичанин, приложив правую руку к шлему, отдал честь Хелбигу. Покачав напоследок крыльями "Спитфайра", он повернул в сторону Англии и быстро исчез вдали.
Спустя полчаса Ju-88 Хелбига благополучно совершил посадку в Дюссельдорфе, и санитарная машина сразу же увезла бортрадиста и бортмеханика в госпиталь. Хелбиг же задержался, чтобы доложить обо всех обстоятельствах этого вылета командиру II./LG1.
Выслушав рассказ Хелбига об их удивительном спасении, майор Курт Добратц (Kurt Dobratz) сказал: "Сегодня Ваш новый день рождения и Вы должны отметить его на календаре красным цветом. Хелбиг, Вы уже никогда не испытаете снова что-то подобное".
Английский летчик прекрасно видел, что "Юнкерс" не имеет возможности защищаться, и тем не менее не стал добивать его.
Источники информации:
Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Бомбардировочная авиация. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002. - С. 409-410.
Пстыго Иван Иванович
Со штурманом корпуса Осиповым на аварийном По-2 совершил вынужденную посадку в темноте на "лесную поляну". Оказалось, что при посадке они поднырнули под провода на столбах, колеса самолета коснулись земли за кюветом, а костыль задел за край дороги. Самолет остановился в трех-пяти метрах от деревъев.
Галланд, Адольф (Galland, Adolf)
В октябре 1935 г. при испытаниях биплана FW-44 произошло крушение. Галланд получил тяжелейшие травмы, в том числе несколько осколков стекла попали в левый глаз. Усилия врачей помогли Галланду остаться в живых. Но его левый глаз в значительной мере потерял зрение и медицинская комиссия дала категорическое заключение о непригодности Галланда к полетам. Но командир Галланда не дал хода заключению и в течение года никто не знал о непригодности Галланда к полетам. Но в 1936 году Галланд вновь попал в авиакатастрофу и снова получил тяжелые травмы. Врачи, обнаружившие прежнее заключение, были ошеломлены. Однако Галланд выучил наизусть таблицу, по которой осуществлялась проверка зрения и во время тестов "читал" ее как вперед, так и в обратном порядке! Врачи сдались. В-дальнейшем, "полуслепой" Галланд одержал 104 воздушных победы